2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 НКО СМИ верховенство права волонтерство выборы здравоохранение зоозащита инклюзия инструменты гражданского общества история итоги местное самоуправление образование открытие права потребителей правозащита солидарность труд форум ценности экология

Гендерная асимметрия в занятости и безработице в период пандемии


Год назад 11 марта 2020 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила ситуацию с COVID-19 пандемией.

Границы во всем мире закрывались, были введены карантинные меры, остановлена или преобразована работа многих предприятий, очень скоро 3,9 миллиарда человек, или около половины человечества, оказались в условиях изоляции.

Координатор площадки Общероссийского гражданского форума «Право на труд» Юлия Островская рассказывает о том, какое влияние оказала пандемия на ситуацию с гендерным равенством в России и в мире.

Общемировое влияние пандемии называют самым значительным со времен Второй мировой войны, а последствия кризиса выходят далеко за рамки экономического характера. 

Говоря о воздействии пандемии в первую очередь отмечают рост безработицы, сокращение зарплат и доходов населения, принудительную виртуализацию.

Отчет ООН от сентября 2020 г. об экономических последствиях пандемии COVID-19 в отношении женщин отмечает, что «последствия кризисов никогда не бывают нейтральными с гендерной точки зрения». Во многих отношениях женщины в особенной степени пострадали от пандемии. Существует множество причин, по которым пандемия в непропорционально большой степени оказывает влияние на женщин, а последствия такого положения, как ожидается, могут привести к увеличению гендерного разрыва в бедности.

Женщины оказались на переднем крае борьбе с пандемией.

Около 70% всех работников здравоохранения во всем мире – женщины, которые играют ключевую роль в оказании медицинской помощи и спасении жизней, однако во всем мире, женщины занимают лишь 25% руководящих должностей в сфере здравоохранения. В России 71,5% специалистов в области здравоохранении составляют женщины, при этом зарплаты женщин в сфере здравоохранения на 13% ниже зарплат коллег-мужчин.[1]

Медики, получающие низкую зарплату и перегруженные работой, в период пандемии оказывались без необходимых средств индивидуальной защиты. В феврале 2021 года ВОЗ выступила с Инициативой по обеспечению гендерного равенства среди медицинских и социальных работников в целях повышения доли женщин в руководстве в сфере здравоохранения, достижению равенства в оплате труда, создания безопасных и достойных условий труда для женщин. 

Проблема потери рабочих мест в большей степени затронула женщин, чем мужчин.

В глобальном масштабе женщины пострадали от потери работы в большей степени, чем мужчины. На глобальном уровне потеря занятости среди женщин составит 5,0 процента в 2020 году по сравнению с 3,9 процента среди мужчин. Женщины также чаще чем мужчины теряли в зарплатах.

В России наиболее пострадавшие сервисные сервисы- туризм, обслуживание, парикмахерские и т.д. также оказались феминизированными. Уровень безработицы женщин превысил уровень безработицы мужчин впервые с начала 90-х годов прошлого века.[2]

Женщины также несут дополнительное и непропорционально тяжелое бремя по уходу за детьми и пожилыми.

Женщины несут на себе основную тяжесть ухода за детьми и работы по дому, в том числе, когда они работают удаленно или очно полный рабочий день. COVID-19 еще больше усугубил гендерные стереотипы, что привело к увеличению неоплачиваемой работы по уходу для женщин.

В России в условиях самоизоляции, неработающих детских садов и школ, домашней работы для женщин также стало намного больше. Переход на дистанционную работу серьезно повлиял на бюджеты времени, изменив образ жизни российских семей в этот период. Переход женщин на дистанционную работу привел к росту домашней работы для женщин, особенно в семьях с детьми, и снижению такой работы для мужчин. [3]

Рост насилия в отношении женщин и сокращения их доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья.

В сочетании с высокой финансовой нестабильностью и безработицей, ограничения мобильности и изоляция привели к всплеску гендерного насилия и домогательств и, в частности, домашнего насилия в отношении женщин и девочек. «ООН – женщины» назвала такой рост насилия «теневой пандемией».

COVID-19 усугубил насилие и домогательства в некоторых секторах, профессиях и условиях работы, таких как здравоохранение и социальная работа, экстренные службы, работа по дому, работа в ночное время или т.д.

Увеличение дистанционной работы также, приводит к росту насилия и домогательств с использованием информационных технологий, таких как киберзапугивание и преследование.

Пандемия усугубляет стигму, дискриминацию, насилие и преследование групп, находящихся в уязвимом положении. Воздействие пандемии рискует обратить вспять достигнутый прогресс и еще больше усугубить эти пробелы, особенно для женщин, сталкивающихся с неблагоприятным положением и дискриминацией по многим признакам, таким как пол, этническая принадлежность, инвалидность и другие.

Положение женщин в условия пандемии в ноябре 2020 года обсуждали эксперты площадки «Право на труд» в рамках Общероссийского гражданского форума.

Запись дискуссии можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=6-CZ7rwSCEI

_____________________________________________________________________________________________________________________

[1] Женщины и мужчины России. 2020: Стат.сб./ Росстат. — М., 2020. – 239 с.

[2] Данные исследования Лаборатории гендерных проблем ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 2020.

[3] Калабихина И. Е., Ребрей С. М. Домашний труд во время пандемии: опыт России. Женщина в Российском обществе. 2020. № 3. стр. 65-76.