2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 НКО СМИ верховенство права волонтерство выборы здравоохранение зоозащита инклюзия инструменты гражданского общества история итоги местное самоуправление образование открытие права потребителей правозащита солидарность труд форум ценности экология


Город, городские пространства окружают нас ежедневно. Мы ходим по улицам, ездим по дорогам и велодорожкам, прогуливаемся с животными. В то же время не у каждого горожанина присутствует понимание того, что город – это, среди прочего, пространство ответственности горожан. И это пространство вполне может развиваться не только посредством влияния с внешней стороны (например, силами мэров и иных административных структур), но и изнутри – силами горожан. Вячеслав Завалин,автор телеграм-канала «Еду в город», городской модератор, социальный проектировщик, рассказал о «праве на город» и поделился предположениями о том, почему мы так редко это право реализуем.

Почему мы не реализуем право на город?
Произошел разлом: когда люди получили права и возможности, но вместе с этим не обрели ответственности или ее не взяли. Однако именно на стыке наличия прав и обретенной ответственности возникает то, что называется «правом на город».
Возникает вопрос: почему сегодня не всегда получается это право реализовать? Одной из ключевых причин становится то, как город воспринимается горожанами начиная с детства, когда формируется ценностная матрица. Если мы вспомним, как мы тогда использовали слово «город», особенно если в то время мы жили в спальных районах, то всплывут фразы вроде «поехать в город», звучавшие применительно к центральной его части. В детстве наша жизнь в основном связана с одном районом, поскольку там сосредоточены школы и детские сады, собственно, по факту ты не ходишь в среднем дальше полутора километров от дома до школы. А вот центр, куда отвозили родители, появлялся, скажем, раз в месяц, а позже, в подростковом возрасте – раз в неделю. Однако именно такие поездки и были «поездками в город».
Кроме того, нельзя забывать, что даже в нынешних горожанах осталась часть некоторой крестьянской идентичности, тоже наследующей этой логике «поездки в город». И сценарий, в общем, похожий: есть место, где ты живешь, и там, возможно, не так много активностей, и есть (абстрактный) город, центральная его часть, где происходит много интересного. Такая же логика характерна и для туристов, фокусирующих внимание на центральной части городов, на их эдакой фасадной части.
Таким образом, люди перестают воспринимать места и районы проживанию частью города. Собственно, если мы вернемся к праву на город, то заметим, что оно – в том числе в регионах – тоже реализуется в центре города.

Город воображаемый и реальный
Возникает следующий вопрос. Кто сегодня реализует право на город и, таким образом, становится агентами перемен? Первое, что приходит в голову – городские сообщества: ими могут быть неформальные объединения, НКО, инициативные группы или движения. Все они объединяются какой-то общей для них миссией или идеей, например, бегуны или велосипедисты объединяются в инициативную группу и действуют соответственно.
Однако тут же возникает особенность таких проективных групп. Когда мы анализировали городские сообщества разных городов, то обнаружили, что в той или иной степени их представления и городе и его улучшениях касаются абстрактного, воображаемого представления о нем. То есть, эти сообщества действуют глобально. В то время как на локальном уровне – районов, например – ситуация сложнее, локальных инициатив меньше. По факту, мы обнаружили готовность действовать в пределах того самого «центрального» города, реализовывать выставки, заниматься благоустройствами парков, организовывать велодвижения, защищать культурное наследие, но в центре, а не там, где человек живет.
Важно также заметить, что связка «локального» и «центрального» города ослабевает и за счет того, как разные сообщества представляются перемены. Например, велосипедист у себя во дворе не проявляет себя в качестве активиста велодвижения, В том числе потому, что его видение города расходится с видением его соседей, пешеходов и автомобилистов. Тогда формируется эдакий городской космополитизм. Нередки примеры, когда велодвижения действительно готовы скорее избегать локалитетов, хотя логичным кажется иная стратегия: собрать предложения по совершенствованию городских пространств для конкретной группы людей по районам и затем собрать некий единый образ. Хотя подобное стремление действовать на уровне «глобального» города кажется в известной степени логичным: мы всегда про глобальное, нам сложно говорить про что-то локальное, про локальные вопросы.

Инструменты и ответственность
В результате формируется разрыв между существующими инструментами, позволяющими право на город реализовать, и реальными действиями. С одной стороны, хочешь ТСЖ – делай. Оно позволяет формировать модель управления небольшой территорией вместе с жителями. А если объединиться с жителями других домов, то масштаб может достигать пределов почти поселка. Есть пример Воронежа, когда жители очень активно работающего ТСЖ создали в доме, где живет 1000 жильцов. Это как раз масштаб поселка, достаточно внушительный. И, что примечательно, в этом случае как раз реализуется право на город.

Кроме того, можно создавать ТОСы, участвовать в программах формирования комфортной городской среды, включаться в работу инициативного бюджетирования. Это то, что согласно 31-й статье Федерального закона о местном самоуправлении называется «инструментами оживления». Благодаря таким инструментам и реализуется право на город.

И, когда возникает критическая масса горожан, готовых быть не просто пользователями города (пассажирами, посетителями), а горожанами в прямом смысле слова, когда они начинают осознавать город как часть собственной ответственности, тогда и вопросы разных уровней, в том числе общегородских, будут решаться наиболее эффективно.